Как историк Русской церкви имел своим предшественником митрополита Платона Левшина. 14 апреля 2009 года прославлен УПЦ МП в лике местночтимых святых.
Биография
Родился в семье священника Григория Конобеевского. Фамилия Гумилевский ему была дана в семинарии в связи с его малым ростом и смиренным нравом (от латинского humilis — низкий, незнатный). Существуют данные, что в юности Дмитрий посетил Саровскую пустынь, где Серафим Саровский сказал про него: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как учёный муж».
Окончил Шацкое духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию, Московскую духовную академию (со степенью магистра, вторым в выпуске), по окончании которой был оставлен при ней для подготовки к преподавательской деятельности. Доктор богословия (1860).
19 августа 1829 был пострижен в монашество. При пострижении митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) дал ему свое имя — беспрецедентный случай в истории академии.
С 3 февраля 1830 — иеродиакон. С 29 июня 1830 — иеромонах.
С 6 июня 1831 — бакалавр по кафедре церковной истории Московской духовной академии, член собора иеромонахов московского Донского монастыря, цензор.
С 1832 — профессор по кафедре Священного Писания.
С 1 мая 1833 — инспектор Московской духовной академии, профессор по кафедре нравственного и пастырского богословия.
С 27 января 1835 — архимандрит.
С 14 декабря 1835 — ректор Московской духовной академии. Основал академический журнал «Творения святых Отцев в русском переводе с прибавлениями духовного содержания».
С 9 марта 1837, одновременно, настоятель московского Богоявленского монастыря.
С 21 декабря 1841 — епископ Рижский, викарий Псковской епархии.
С 6 ноября 1848 — епископ Харьковский и Ахтырский.
С 1857 — архиепископ. С 2 мая 1859 — архиепископ Черниговский и Нежинский.
Епископ Рижский
Во время его управления Рижским викариатством были открыты 63 прихода, сооружены 20 постоянных и и 43 временных церкви. Был сторонником распространения православия среди латышских и эстонских крестьян, что вызывало активное противодействие со стороны остзейской аристократии и лютеранского духовенства (по словам митрополита Мануила (Лемешевского), «пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушались самыми грязными доносами»). В 1844 присоединил к православию членов протестантской общины гернгутеров по их просьбе, причём император Николай I разрешил совершать для них богослужения на латышском языке. В апреле — декабре 1845 в православие перешли 9870 эстонцев и 4564 латыша, за семь месяцев 1846 — 6285 эстонцев и 6313 латышей. Всего в 1845—1848 только в эстонской части Лифляндской губернии к православию присоединились 63858 крестьян. По словам профессора Дерптского университета М. А. Розберга (лютеранина по вероисповеданию),
без какого-либо подстрекательства, без надежды на какие-либо земные выгоды толпы добродушных и мирных крестьян, окончив свои полевые работы, направляются к русским священникам, чтобы принять русскую веру. Это зрелище не только возвышает и трогает, но и являет собой торжество православной духовности, ибо это не нарушители, не полудикие язычники, не униаты, ближе стоящие к русской Церкви, но протестанты, три столетия находившиеся под влиянием красноречия образованных лютеранских священников.
При этом в своей деятельности епископ Филарет исходил из инструкции Николая I от 1845 о порядке перехода эстонцев и латышей в православие, которая запрещала принуждение в этом вопросе и обещание материальных благ в случае смены вероисповедания. Много внимания епископ уделял подготовке священников для викариатства, в 1847 в Риге было открыто духовное училище. Два присоединившихся к православию эстонца были рукоположены в священники. Деятельность владыки Филарета подготовила преобразование в 1850 викариатства в самостоятельную Рижскую епархию.