Поделиться:

О знаменитости

Фредерик Бастиа: биография


Фредерик Бастиа биография, фото, истории - французский либеральный экономист, сторонник свободной торговли
30 июня 1801 - 24 декабря 1850

французский либеральный экономист, сторонник свободной торговли

Биография

Родился в Байонне, осиротел в возрасте 9 лет, вырос в семье деда — торговца-экспортёра. В семнадцать лет ушёл из школы и всерьёз занялся торговлей на фирме деда, на практике изучив условия тогдашней внешней торговли в первое десятилетие по завершении Наполеоновских войн. В этот период государственное вмешательство в торговлю было максимальным, внешний оборот сократился, многие торговцы попросту ушли с рынка, оставив без работы приказчиков, моряков и портовых рабочих.

Когда Фредерику было 25, дед умер, оставив ему всё состояние; Бастиа передал дело в управление наёмному управляющему и занялся образованием и научными поисками. Его товарищем по обучению и наукам был Феликс Кудрю (Felix Coudroy); в беседах и спорах с ним Бастиа формулировал основные положения своей теории. Некогда ярый социалист, под влиянием Бастиа Кудрю стал экономистом-либералом, сторонником свободного рынка.

Первая печатная работа Бастиа датирована 1834 годом и посвящена купцам Бордо и Гавра, которые требовали отмены пошлин на ввоз сельскохозяйственной продукции и одновременно их повышения — на промышленные товары. Доказывая всеобщую выгоду от полной отмены пошлин, Бастиа заявил свой впоследствии знаменитый лозунг: «Вы требуете благ для избранных. Я — благосостояния для всех».

Труды Бастиа принесли ему успех лишь в 1844, когда он послал памфлет «О влиянии английских и французских пошлин» в ведущий французский журнал, Journal des Economistes. Статью напечатали в октябре 1844. Бастиа стал знаменит среди французских и английских деловых кругов, добивавшихся свободы торговли, и был широко востребован как публичный оратор в академической и деловой среде. В 1846 он стал членом-корреспондентом французской Академии, в 1848 — был избран в национальное собрание Франции, однако из-за тяжелой формы туберкулёза к этому времени уже не мог выступать на публике. Основные работы Бастиа были обработаны им и выпущены в свет в 1850; в декабре того же года он скончался от туберкулёза.

Теория капитала Бастиа

Бастиа создавал свои работы в преддверии и непосредственно во время революций 1848—1849. Одновременно с ним заявил о себе Карл Маркс. Однако позиции двух экономистов были диаметрально противоположны.

Бастиа доказывал, что накопление капитала ведёт к обогащению наёмных работников: за повышением производительности труда следует рост реальных доходов рабочих, как за счёт роста оплаты труда, так и за счёт удешевления продуктов, которые производят и потребляют рабочие. Одновременно с ростом капитала снижается и его цена, тем самым ускоряя развитие экономики. Таким образом, интересы и капиталистов, и рабочих совпадают — как минимум, в требовании свободной торговли и ограничения государственного вмешательства. Капитал, по утверждению Бастиа, всегда работает на интересы людей, которые им не владеют — то есть, на интересы потребителей. Поэтому для Бастиа экономика — это прежде всего точка зрения потребителя: «любые явления в экономике следует оценивать с точки зрения потребителя». Банкиры контролируют конкретные адреса, куда течёт капитал, но генеральное направление инвестиций определяется именно массой потребителей. Вмешательство государства в практику частных капитальных вложений искажает волю потребителей и приводит к неэффективному, замедленному, развитию.

Притчи Бастиа

Бастиа знаменит примерами-притчами, пояснявшими его работы, и вошедшими в учебный аппарат современных курсов экономики.

Притча о железной дороге

Впервые изложена в «Экономических софизмах» (1845). Постройка железной дороги между двумя странами облегчает проникновение конкурентоспособных продуктов из-за рубежа, и в итоге снижает цены. Потребители, бесспорно, выигрывают. Производители — требуют ограничения внешней торговли, например, в виде таможенных пошлин. Государство идёт им на встречу, так что в итоге уровень цен поднимается — как минимум, до уровня «до железных дорог».

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Новиков Сергей Владимирович Новиков Сергей Владимирович

Ректор Уфимского государственного авиационного технического университета

Адам Смит Адам Смит

шотландский экономист, роддоначальник современной экономической теории

Иван Иванович Янжул Иван Иванович Янжул

экономист и статистик, педагог, деятель народного образования, фабричный инспектор

Янг, Эллин Янг, Эллин

американский экономист

Людвиг Кондратьевич Якоб Людвиг Кондратьевич Якоб

философ, экономист, филолог, член-корреспондент Петербургской академии наук

Кеннет Джозеф Эрроу Кеннет Джозеф Эрроу

американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1972 год

Эрнст Энгель Эрнст Энгель

немецкий экономист и статистик, автор «закона и кривой Энгеля»

Эли, Ричард Эли, Ричард

американский экономист

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора