О знаменитости
Феликс Урхельский: биография
Только после этого он получил разрешение от папы римского возвратиться в Испанию и занять свою кафедру. Однако по возвращении в Урхель Феликс разослал послание испанским епископам, в котором заявил, что все ранее сделанные им клятвы об отказе от адопцианства являются недействительными, так как были сделаны им по принуждению. После этого, опасаясь за свою свободу, Феликс бежал на территории, контролировавшиеся маврами, оттуда продолжая вести агитацию в пользу адопцианства. Его преемником на посту епископа Урхеля стал, возможно, Радульф, упоминаемый в одной хартии, датируемой различными историками 792 или 796 годом.
В 793 году состоялся собор испанских епископов, на котором Феликс был оправдан от обвинений в ереси. После собора архиепископ Элипанд направил послание Карлу Великому с просьбой вновь рассмотреть дело Феликса и возвратить ему Урхельскую кафедру. По инициативе короля 1 июля 794 года во Франкфурте состоялся новый всеобщий собор, на котором присутствовало множество церковных и светских лиц. Среди рассмотренных вопросов было и дело Феликса Урхельского, лично прибывшего во Франкфурт. Главным его обвинителем выступил Алкуин, который ещё во время подготовки к собору написал трактат «Contra Felicem Urgellitanum Episcopum Libri Septem» («Семь книг против епископа Феликса Урхельского»). Победу на соборе одержали возглавляемые Алкуином противники Феликса, который 4 июля должен был снова клятвенно отречься от адопцианства и подтвердить Символ веры, признаваемый Галльской Церковью и Римом. В качестве документа, приводящего доводы противников адопцианства, Алкуином вскоре после Франкфуртского собора был написан трактат «Libellus adversus Felicis haeresim» («Книга против ереси Феликса»).
В конце 795 года Алкуин, Павлин II Аквилейский, Теодульф Орлеанский и Рихбод Трирский обратились с посланием к новому папе римскому Льву III с просьбой осудить адопцианство и его лидеров, что папой было сделано на состоявшемся 15 апреля 796 года соборе в Чивидали-дель-Фриули. По итогам этого собора святой Павлин написал два трактата «Libellus sacrosyllabus contra Elipandum» и «Libri tres contra Felicem» («Три книги против Феликса»). В 797—798 годах Алкуин направил Феликсу и Элипанду послания с призывом окончательно отказаться от поддержки адопцианства, так как те, после возвращения Феликса в Испанию, вновь заявили о верности адопцианских догматов.
Точно неизвестно, в каком статусе в 798—799 годах находился Феликс в Испании, но формулировки современных событиям документов позволяют историкам предполагать, что он в это время занимал урхельскую кафедру и признавался в этом качестве даже своими оппонентами. Из-за продолжающегося исповедания Феликсом адопцианства, его противники в 799 году предприняли действия для окончательного искоренения фелицианской ереси и в конце года адопцианство осудил собор, проведённый папой Львом III в Риме. Ранее в этом же году в Урхельскую епархию от имени короля Карля Великого была послана делегация высокопоставленных франкских иерархов, члены которой (Бенедикт Анианский, архиепископ Нарбонны Небридий и архиепископ Лиона Лейдрат) провели в Сео-де-Уржеле собор, объявивший Феликса сторонником ереси и сместивший его с кафедры. Новым епископом Урхеля стал Лейдрат, предпринявший энергичные и успешные меры к уменьшению числа адопциан. Летом 800 года в Сео-де-Уржеле под председательством Бенедикта Анианского и Лейдрата Лионского состоялся новый собор, который ещё больше усилил наказание за продолжение исповедания адопцианства.
Одновременно в Ахене в октябре 799 и в июле 800 года состоялись два всеобщих собора иерархов Франкского государства, на которых обсуждалось дело Феликса Урхельского. На второй собор, получив гарантии безопасности от Лейдрата, Феликс прибыл лично. Здесь состоялся его шестидневный теологический диспут с Алкуином, по итогам которого Феликс вновь признал ошибочность догм адопцианства и отрёкся от ереси. Однако, вопреки полученным гарантиям, Феликс по приказу Карла Великого был взят под стражу и отправлен в заключение в Лион под надзор архиепископа Лейдрата. Здесь Феликс и умер в 818 году. Возможно, он и после собора в Ахене продолжал тайно исповедовать адопцианство, так как новый епископ Лиона Агобард в одном из своих трактатов написал, что разбирая бумаги Феликса после его смерти, он обнаружил в них составленное бывшим епископом Урхеля в заключении послание, в котором тот подтверждал свою приверженность адопцианскому Символу веры.
Феликс — единственный из епископов Урхеля начала VI—конца IX веков, о жизни которого известно достаточно подробно. Хотя большинство написанных им работ не сохранилось, о них много рассказывают его противники, а факты биографии приводят различные современные Феликсу хроники и анналы. Несмотря на то, что Феликс неоднократно признавался различными соборами еретиком, в Урхельской епархии он был очень популярен и почитался даже после своей смерти: различные перечни епископов вплоть до XIII века называли Феликса одним из «семи урхельских святых», ставя ему в заслугу глубокие познания в теологии и считая его жертвой преследований со стороны франкских иерархов, желавших установить свой контроль над Урхельским епископством.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
священнослужитель Православной Российской Церкви
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
архиепископ римско-католической церкви, дипломат