Словесный портрет
Согласно словесному портрету, составленному генерал-полковником авиации Фёдором Петровичем Полыниным в его мемуарах, Николай Фегервари, венгр по национальности, был худощав, всегда ровен и вежлив в обращении. Небольшой акцент, с которым Фегервари произносил слова, придавал его речи особую привлекательность. Долгое время жил в Москве.
Биография
Детство и юность
Николай Фегервари родился 3 января 1903 года в городе Прессбург (ныне — Братислава, Словакия). Учился в 4-классной городской школе, которую закончил в 1913 году. В 1915 окончил бюргерскую школу, после чего работал электромонтёром. В 1918 окончил профшколу.
Революционная деятельность, арест и бытность политзаключённым
В 1919 году участвовал в Венгерской революции и становлении Венгерской Советской Республики.
После вторжения в Венгрию румынских войск и падения Венгерской Советской Республики, Николай Фегервари был политзаключённым в буржуазной Венгрии.
Освобождение и переезд в Советский Союз
Советское правительство вызволило его из неволи путём обмена на арестованного в СССР хортистского шпиона.
Приняв советское гражданство, Николай Фегервари с октября 1922 года вступил в Красную Армию.
Военно-воздушная служба
В 1924 окончил Московскую высшую военную авиационную школу лётчиков, после чего служил в строевых частях ВВС.
В 1929 окончил КУКС при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского (строевой отдел).
В 1929—1930 — лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ. С мая 1930 по июнь 1931 — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС.
В сентябре 1931 за аварию самолёта был осуждён на 2 года лишения свободы условно, и с 12 сентября 1931 года отстранён от полётов. В 1931—1935 — командир отдельного отряда Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1936 окончил Липецкие высшие лётно-тактические курсы.
В дальнейшем служил в строевых частях на командных должностях (командующий ВВС Забайкальского военного округа).
Был необоснованно репрессирован в феврале 1938 года. С декабря 1939 — испытывает авиатехнику на авиазаводе № 1 (г. Москва).
Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 — лётчик 401-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), лично сбил 1 самолёт противника.
Гибель
Николай Берталонович Фегервари погиб 29 октября 1941 года, выполняя дело высшей государственной важности, в авиакатастрофе на ПС-84 при перелёте в Куйбышев (с 2-м пилотом М. И. Марцелюком).
Самолет разбился в 16:20, в районе села Голодяевка Ульяновской области, в 25 км от Кузнецка Пензенской области. Погибли все 17 человек, в том числе генерал С. Д. Акимов и авиаконструктор В. К. Таиров.
Обстоятельства авиакатастрофы долгое время были засекречены. Ситуация прояснилась в 1986 году, когда было рассекречено «Дело о катастрофе самолета ПС-84 №1841608». Как оказалось самолёт вылетел из Москвы в Куйбышев 29 октября 1941 года с целью эвакуации сотрудников Народного комиссариата авиационной промышленности и налаживания производства на новом месте.
В военной суматохе тех лет причину катастрофы раскрыть не удалось. Возможно, это была вражеская диверсия, так как Германии не нужен был такой истребитель как ОКО-6 Таирова на противоборствующей стороне.
Николай Фегервари был похоронен в посёлке Белое Озеро Николаевского района Ульяновской области.
Деятельность как лётчика-испытателя
В июле 1935 года, вместе с лётчиком М. П. Вахрушевым, Николай Фегервари испытывал новый самолёт-разведчик АИР-4 разработанный конструкторским бюро Яковлева. Самолёт испытывался для изучения возможности применения эффекта прозрачности для обеспечения невидимости — вся полотняная и фанерная обшивка самолета была полностью заменена целлоновой пленкой. По сути, это была первая попытка применения стелс-технологии в военной авиации. Самолет в воздухе быстро исчезал с глаз наземных наблюдателей. Hа кинокадрах не получалось изображение самолета, а на больших расстояниях не видно было даже пятен.