Биография
Родился 6 апреля 1891 года в селе Левая Россошь Воронежской губернии. 7 ноября 1918 года сожжён анненковцами в топке парохода «Монгол». Его имя носят село Ушановское, улица Ушанова (в 2009 году переименована в улицу Казахстан) и площадь Ушанова в г. Усть-Каменогорске.
По окончанию начальной сельской школы он поступил в городское училище. Годы его учебы в старших классах совпали с бурными революционными событиями в Воронеже.
Яша Ушанов вернулся в родное село Левая Россошь. Судьба Яши волновала родителей: он был «политический», а это даже в деревне небезопасно. И вот отец его, Василий Ушанов, решил переселиться на восток, куда издавна бежали русские люди в поисках лучшей жизни. В мае 1909 года семья Ушановых переехала в Усть-Каменогорск. В то время он был административным центром обширного уезда. Город сразу понравился Ушановым.
Установление Советской власти
Огромное значение для установления Советской власти в Усть-Каменогорском уезде и во всей Семипалатинской области сыграл третий Западно-Сибирский съезд Советов, проходивший 15 — 23 декабря 1917 года в городе Омске. На нем присутствовал делегат от Усть-Каменогорского Совдепа и три делегата от Семипалатинского Совдепа. Съезд провозгласил Советскую власть в Западной Сибири; По первому вопросу повестки дня — «Текущий момент и организация власти»—была принята резолюция, предложенная от имени фракции большевиков. В ней говорилось: «Лучшей формой диктатуры большинства является власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов как в центре, так и на местах… Сообразно этому, все местные Советы рабочих и солдатских депутатов должны немедленно приступить к организации власти в городах и поселках».
В свете принятых на съезде решений большевики Усть-Каменогорска активизировали борьбу за передачу власти Совдепу. Это был тяжелый период для Советской власти, когда завоевание мирной передышки стало главным вопросом политической жизни страны. В декабре 1917 года Советское правительство вело переговоры о заключении мирного договора с Германией. Контрреволюционеры всех мастей, от монархистов и кадетов до эсеров и меньшевиков, вели бешеную агитацию против мирных переговоров.
В первый день нового 1918 года большевики Усть-Каменогорска во главе с Ушановым публично выступили с требованиями о прекращении войны. Их горячо поддержали участники митинга, которые свои симпатии к большевистским ораторам продемонстрировали не только возгласами одобрения, но и тем, что всей массой двинулись по улице с пением революционных песен под духовой оркестр. Горячая вера в правоту идей социалистической революции была тем ключом, который позволял большевикам проникнуть в сердца рабочих, крестьян, ремесленников и передовой интеллигенции. Немалую роль сыграли и личные качества Я. В. Ушанова — хорошего организатора, пропагандиста и оратора,
Перепуганные возрастающим влиянием большевиков городская дума и уездная земская управа, которые решительно отказывались передать власть Совдепу, создали так называемый комитет общественной безопасности и сформировали из белогвардейских офицеров отряд «самообороны» Большевики города старались использовать все возможности, чтобы установить тесные связи с крестьянами сел уезда и энергично выступали в защиту их интересов. 19 декабря в Усть-Каменогорске проходило уездное земское собрание. Руководи-тели земства выступали против передачи власти Советам. Но среди участников собрания с правом решающего голоса были большевистски настроенные делегаты, такие, как В. Жулинский, М. Беспалов, В. Обухов, Г. Ослопов и др. Они решительно возражали докладчикам. Земское собрание показало, что его эсеровское руководство защищает интересы кулачества и на него опирается. Делегаты, разделявшие взгляды большевиков, сразу разъехались по селам уезда для разъяснения политики Советской власти. Через большевистски настроенных казахов партийная организация города установила связи с трудовым населением аулов. Энергичным пропагандистом Советской власти был Шоки Башнков. В молодые годы он учился в сельскохозяйственной школе около Усть-Каменогорска. Некоторое время жил и работал на Зыряновском руднике. Хорошо владея русским языком, Шоки служил переводчиком у мировогог судьи. Человек он был передовых взглядов, сумел привлечь к работе казахскую молодежь — риддерского рабочего Баяша Утепова, крестьянина Ес-даулета Абдрахманова и др. Впоследствии они стали активными участниками установления Советской власти в уезде.