Унташ-Напириша был, по всей вероятности, современником ассирийского царя Салманасара I. При нём Элам Игехалкидов достиг настоящего расцвета. Его правление производит впечатление большой силы в сочетании с доброжелательной разумностью. В течение всего своего долгого царствования он использовал свою власть преимущественно для строительства сооружений внутригосударственного и религиозного характера. По вопросам внешней политики он, похоже, лишь один-единственный раз прибёг к решительным мерам.
Поход в Вавилонию
За период его царствования во враждебной соседней Вавилонии сменились четыре касситских царя. Унташ-Напириша хладнокровно наблюдал за быстро наступающим упадком Вавилонии. И, когда ему показалось, что настал подходящий час, он предпринял внезапное вторжение.
Об этом свидетельствует найденный в Сузах обломок статуи вавилонского бога сил природы Иммерии. Унташ-Напириша привёз её как трофей и сделал на ней аккадскую надпись. В начале третьей строки имеется пробел для одного знака; затем следует: [...]-li-ia-a? ([...]-ли-я-аш). С давних пор вместо пробела предполагали вставить [Кашти]лиаш. А это означало бы, что статуя принадлежала касситокому царю Каштилиашу IV. Однако впоследствии предложено гораздо более убедительное прочтение: [Туп]лияш. Оно точно вписывается в пробел (туп воспроизводится одним знаком). Туплияш это касситское название Эшнунны. Если, что вполне вероятно, Унташ-Напириша добыл статую именно здесь, то он прошёл через дружественный ему Варахсе и в районе Дера проник в Двуречье, затем предал огню территорию Эшнунны, чьим богом-покровителем и был воплощенный в статуе Иммерия. Хотя прежнее чтение (Каш-ти]лиаш определяется, как неправильное, всё же не исключено, что Унташ-Напириша выступил в поход именно против этого касситского царя, ибо в период царствования Каштилиаша IV Вавилония переживала наибольший упадок. Как бы там ни было, эламиты ограничились в Вавилонии грабежом и, не пытаясь удержать захваченные земли, вернулись на родину.
Хотя при Унташ-Напирише Элам полностью освободился от вавилонского господства, что, однако, не помешало проникновению в Элам культуры Двуречья. Об этом свидетельствует не только упомянутая надпись на статуе и целый ряд других аккадских надписей, сделанных Унташ-Напиришей, но и то, что среди тогдашних эламских богов было несколько вавилонских божеств, занимавших наряду с первыми равноправное место в пантеоне. Этим чужеземным богам царь посвящал в равной мере храмы и святилища, как и истинным эламским божествам. При Унташ-Напирише нашло своё высшее выражение и эламское искусство, особенно это касается архитектуры и ваяния.
Строительство Дур-Унташа
Унташ-Напириша основал новый город-резиденцию Дур-Унташ («Крепость Унташа»; ныне городище Чога-Занбиль), где хорошо сохранились ступенчатая башня храма Хумпана и Иншушинака и развалины царских дворцов. Царь обобщает в нескольких предложениях самое существенное в постройке, а также посвящение его божествам: «После того как мне удалось доставить строительный материал, я построил здесь Дур-Унташ и создал священный округ. Я их окружил внутренним и внешним валами. Я воздвиг такой высокий храм, какой не удалось воздвигнуть ни одному из прежних царей, и я посвятил его богам Хумпану и Иншушинаку, покровителям священного округа. Моё строение и творение воистину принесено им в дар! Да царят здесь милость и законность Хумпана и Иншушинака!»
Все было задумано и запроектировано с большим размахом. Колоссальный пятиступенчатый зиккурат, имеющий длинну основания в 105 м, а в высоту бывший более 50 м (ныне сохранилось только 25 м), был обнесен внутренней стеной. Между нею и другой стеной были предусмотрены храмы для 22 божеств, однако было возведено лишь 13. Задуманный Унташ-Напиришей дар не был, таким образом, завершен при его жизни. Как это ни странно, но его потомки не стали продолжать работу над этим сооружением.
Царские дворцы и сам город были размещены на территории между вторым (средним) и третьим наружным валом. Один дворец, насчитывающий 116 м в длину и 58 м в ширину, являлся, по-видимому, гаремом Унташ-Напириши. Другое строение было, по-видимому, дворцом, где жил царь. В одной из комнат во время раскопок было обнаружено несколько прекрасных произведений искусства из слоновой кости. Под комнатами на западной стороне двора тщательно скрытые лестничные марши вели на глубине 6 м в подземные склепы, возможно, служившие царскими гробницами.