Поделиться:

О знаменитости

Лев Николаевич Толстой: биография


Философия

Религиозные и нравственные императивы Толстого явились источником движения толстовства, одним из основополагающих тезисов которого является тезис о «непротивлении злу насилием». Последний, согласно Толстому, зафиксирован в ряде мест Евангелия и есть стержень учения Христа, как, впрочем, и буддизма. Сущность христианства, согласно Толстому, можно выразить в простом правиле: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием».

Против позиции непротивления, породившей споры в философской среде, выступил, в частности, И. А. Ильин в своей работе «О сопротивлении злу силою» (1925)

Критика Толстого и толстовства

  • Обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев в своём частном письме от 18 февраля 1887 года императору Александру III писал о драме Толстого «Власть тьмы»: «Я только что прочёл новую драму Л. Толстого и не могу придти в себя от ужаса. А меня уверяют, будто бы готовятся давать её на Императорских театрах и уже разучивают роли <…> Я не знаю ничего подобного ни в какой литературе. Едва ли сам Золя дошёл до такой степени грубого реализма, на какую здесь становится Толстой. <…> День, в который драма Толстого будет представлена на Императорских театрах, будет днём решительного падения нашей сцены, которая и без того уже упала очень низко.»
  • Лидер крайне левого крыла Российской социал-демократической рабочей партии В. И. Ульянов (Ленин), после революции 1905—1907 годов, писал, будучи в вынужденной эмиграции, в работе «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908): «Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества, — и поэтому совсем мизерны заграничные и русские „толстовцы“, пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения. Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции. Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки зрения, — действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции. <…>».
  • Русский религиозный философ Николай Бердяев в начале 1918 года писал: «Л. Толстой должен быть признан величайшим русским нигилистом, истребителем всех ценностей и святынь, истребителем культуры. Толстой восторжествовал, восторжествовал его анархизм, его непротивленство, его отрицание государства и культуры, его моралистическое требование равенства в нищете и небытии и подчинения мужицкому царству и физическому труду. Но это торжество толстовства оказалось менее кротким и прекраснодушным, чем представлялось Толстому. Вряд ли он сам бы порадовался такому своему торжеству. Изобличён безбожный нигилизм толстовства, его страшный яд, разрушающий русскую душу. Для спасения России и русской культуры калёным железом нужно выжечь из русской души толстовскую мораль, низкую и истребляющую.»
  • Исследователь истории русской богословской мысли и культуры Георгий Флоровский (1937): «В опыте Толстого есть одно решительное противоречие. У него несомненно был темперамент проповедника или моралиста, но религиозного опыта у него вовсе не было. Толстой вовсе не был религиозен, он был религиозно бездарен. <…> Своё „христианское“ мировоззрение Толстой извлёк вовсе не из Евангелия. Евангелие он уже сверяет со своим воззрением, и потому так легко он его урезывает и приспособляет. Евангелие для него есть книга, составленная много веков тому назад „людьми малообразованными и суеверными“, и его нельзя принимать всё целиком. Но Толстой имеет в виду не научную критику, а просто личный выбор или отбор. <…> Толстой каким-то странным образом точно запоздал душевно в XVIII-м веке, и потому оказался вне истории и современности. И он сознательно уходит из современности в какое-то надуманное прошлое. Всё его творчество есть в этом отношении какая-то непрерывная моралистическая робинзонада. Ещё Анненков называл ум Толстого сектантским. <…> Есть разительное несоответствие между агрессивным максимализмом социально-этических обличений и отрицаний Толстого и крайней бедностью его положительного нравственного учения. Вся мораль сводится у него к здравому смыслу и к житейскому благоразумию. „Христос учит нас именно тому, как нам избавиться от наших несчастий и жить счастливо“. И к этому сводится всё Евангелие! Здесь нечувствие Толстого становится жутким, и „здравый смысл“ оборачивается безумством… Основное противоречие Толстого в том именно, что для него жизненная неправда преодолевается, строго говоря, только отказом от истории, только выходом из культуры и опрощением, то есть — чрез снятие вопросов и отказ от задач. Морализм у Толстого оборачивается историческим нигилизмом

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Алена Полынь Алена Полынь

Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Роксолана (Анастасия Лисовская, Хюррем Хасеки Султан) Роксолана (Анастасия Лисовская, Хюррем Хасеки Султан)

жена Сулеймана I Великолепного, султана Османской империи

Дэвид Блэйн Уайт Дэвид Блэйн Уайт

американский иллюзионист

Игнатий Игнатьевич Ясюкович Игнатий Игнатьевич Ясюкович

крупный польский промышленник

Андрей Ющинский Андрей Ющинский

киевский школьник, в убийстве которого обвинялся киевский еврей Мендель Бейлис, оправданный в 1913 году судом присяжных

Екатерина Михайловна Ющенко Екатерина Михайловна Ющенко

супруга третьего Президента Украины Виктора Ющенко

Траудль Юнге Траудль Юнге

урождённая Гертрауд Хумпс

Юлия Младшая Юлия Младшая

настоящее имя Випсания Юлия Агриппина

Новая эпоха для целой индустрии: как компания Армена Саркисяна изменила лотерейный бизнес в РФ

Новая эпоха для целой индустрии: как компания Армена Саркисяна изменила лотерейный бизнес в РФ

Алексей Тайчер — создатель группы «ТФМ». Биография и активы предпринимателя.

Алексей Тайчер — создатель группы «ТФМ». Биография и активы предпринимателя.

Карьерный путь Бориса Листова

Карьерный путь Бориса Листова