Канонизирован Православной Церковью в Америке (память совершается 7 мая) и во Львовской епархии Украинской Церкви (память — в третью неделю по Пятидесятнице, в Соборе Галицких святых).
Биография
Семья
Родился в русинской семье грекокатолического священника Георгия Товта и его супруги Цецилии близ Прешова, находившегося в то время на территории Венгрии в Австрийской империи. Точное место рождения не известно, хотя по некоторым данным им могла быть деревня Кобылнице, комитат Шарош (ныне район Свидник, Прешовский край, Словакия). Крещён в приходе деревни Ольшавица, комитат Сепеш (ныне район Левоча, Прешовский край, Словакия).
Брат Алексея стал грекокатолическим священником, а дядя Николай был униатским епископом Прешова.
Образование
Начальное образование получил в местной школе и в восьмиклассной гимназии в Прешове, прошёл военную службу, учился в течение года в римско-католической семинарии в Эстергоме, закончил грекокатолическую семинарию в Ужгороде и богословский факультет в Прешовском университете. За время учёбы выучил несколько языков (русинский, венгерский, русский, немецкий, латинский, отчасти греческий).
— Есть ли у вас жена?
— Нет.
— Но была?
— Да, я вдовец...
— Я уже послал протест в Рим, чтобы мне сюда таких священников не присылали...
— Каких священников вы имеете в виду?
— Таких как вы!
— Но я католический священник греческого обряда, я — униат и был рукоположён законным католическим епископом...
— Я ни вас, ни того епископа не считаю католиками, да и нет у меня необходимости здесь в грекокатолических священниках. Достаточно того, что в Миннеаполисе есть польский ксёндз, который может быть священником и для греков...
Служение в Грекокатолической церкви
По окончании семинарии женился на дочери священника Розалии Михайлич. 18 апреля 1878 года был рукоположён своим дядей епископом Прешовским Николаем (Товтом) в сан священника. Через год овдовел.
В мае 1879 года назначен секретарём Прешовского епископа, заведующим епархиальной канцелярией и приютом для сирот. В 1881 году стал ректором грекокатолической семинарии в Прешове и профессором кафедры канонического права и церковной истории.
Переход в православие
Отец Алексий установил связь с другими грекокатолическими священниками, служившими в США и испытывавшими подобную дискриминацию со стороны римско-католического клира. В октябре 1890 года восемь из десяти американских священников грекокатолического обряда собрались в приходе города Уилкс-Барре (штат Пенсильвания). Они решили обратиться за поддержкой к грекокатолическим епископам, которые направили их на служение в США. Отец Алексий написал епископу Прешовскому. Однако переписка с ним не помогла пастве униатской общины. Архиепископ Джон Айрленд разместил в соседнем с грекокатолическим польском приходе заявление о том, что он не признаёт отца Алексия ни католиком, ни священником. Грекокатолики обратились за помощью в Рим, но получили предписание о возвращении своих священников в Старый Свет.
Узнав о таком распоряжении из Рима, отец Алексий созвал приходское собрание, где верующие предложили обратиться к православному епископу:
В феврале 1891 года в Сан-Франциско, где с 1872 года находился центр единственной на то время православной епархии Американского континента (Алеутской и Аляскинской епархии в составе Православной российской церкви), состоялась первая встреча отца Алексия Товта с русским епископом Владимиром (Соколовским-Автономовым). Через месяц епископ Владимир прибыл в Миннеаполис и 25 марта 1891 года присоединил отца Алексея со всем его приходом (361 или 405 чел.) к Православной церкви. 14 июля 1892 года Святейший Синод Русской Церкви официально подтвердил принятие отца Алексея с прихожанами в состав Алеутской и Аляскинской епархии. Епископ Владимир назначил отца Алексия благочинным и поручил ему также приход в Чикаго. Приход отца Алексия стал первым православным приходом на всём пространстве между Сан-Франциско и Нью-Йорком.