Биография
Тисонг Децэн принял трон у своего отца Тиде Цугтэна (Меагцома), когда Тибетское государство находилось в нестабильном положении, имея ряд нерешённых проблем во внутренней и внешней политике.
Покровительство буддизму
Как и предшествующие цари, Тисонг Децэн симпатизировал буддизму. Однако у дхармы Будды имелись серьёзные противники внутри Тибета в лице влиятельных министров Машанга Дромпы Кье и Тагды Лугонга — приверженцев религии бон. Во второй половине 750-х годов, пользуясь молодостью и неопытностью цэнпо, они выслали из страны китайских и непальских монахов, разрушили и осквернили построенные при Сонгцэне Гампо и Тиде Цугтэне храмы и вывезли статую Будды Шакьямуни из Лхасы в Манг-юл. Согласно документам времён Тисонга Децэна, «некоторые шанг-л?ны были охвачены враждебными намерениями и религия <…> проповедовавшаяся со времён <…> предков, была уничтожена… Затем был издан приказ о том, что ни вне, ни внутри [Тибета] религиозные церемонии не осуществлять».
К счастью для юного правителя, у буддизма нашлись многочисленные защитники: Гой Тисанг, Шанг Ньямсанг, Ба Сэнгши, Ба Сэнанг и другие. Сэнгши и Сэнанг, посланные в Китай ещё при Тиде Цугцэне, вернулись в Тибет с буддийскими текстами и в сопровождении китайских буддийских монахов. По возвращении Сэнанг построил два монастыря в верхнем Цанге, а затем отправился в Непал с целью пригласить в «Страну снегов» пандиту Шантаракшиту.
Тисонг Децэн и его приближённые знали, что пробонски настроенные министры должны пойти в последнее решительное наступление, поэтому Машанга хитростью заманили в гробницу и замуровали, а Тагду Лугонга изгнали на север, в пустыню Чанг-тханг. По замечанию В. А. Богословского, победа над сторонниками бона способствовала не только развитию буддизма, но и укреплению авторитета царя, поскольку старая религия Тибета была «флагом», под которым выступали вожди аристократических родов, боровшиеся с цэнпо за господство в политической жизни страны.
Вскоре после указанных событий по приглашению Тисонга Децэна в Тибет стали прибывать известные буддийские учителя из соседних регионов.
Первым приехал Шантаракшита — один из семнадцати великих пандит индийского монастыря-университета Наланды. Он был крупным буддийским учёным, однако, как пишет традиция, его проповеди поначалу не принесли результатов, поскольку «бонские божества были настолько возмущены и раздосадованы, что вызвали грозы, молнии и ливни», что было воспринято тибетцами «как знак того, что новая религия не подходит».
По совету Шантиракшиты, для борьбы с «тёмными силами» царь пригласил из Непала тантрического мастера Падмасамбхаву. Падмасамбхава владел магическими способностями. Приехав в Тибет, он «с помощью могущественных мантр и ритуалов <…> смог подчинить бонских духов <…> и заставил [их] дать клятву защищать новую религию».
Падмасамбхаве тибетские источники приписывают основание традиции Ньингма, сыгравшей важную роль на первом этапе институционализации буддизма в «Стране снегов». В современной литературе Ньингму называют «школой старых переводов», поскольку её доктринальную основу составляют буддийские сутры и тантры, переведённые с языков Южной и Восточной Азии на тибетский язык в VIII веке (в период царствования Тисонга Децэна), в отличие от других школ, отдающих предпочтение «новым переводам» XI—XV вв. Особое значение в этой традиции приобрело изучение тантрических текстов.
В конце 770-х годов Шантаракшита и Падмасамбхава основали первый в Тибете буддийский монастырь — Самье, в котором поселились первые монахи-тибетцы, а также несколько монахов из Индии. В 779 году в монастыре была открыта школа по изучению санскрита.
В 781 году указом цэнпо буддизм был объявлен государственной религией Тибета.
В 792—794 гг. в монастыре Самье состоялся диспут между буддийскими учёными из Индии и Китая.