Поделиться:

О знаменитости

Софья Васильевна Сухово-Кобылина: биография


Софья Васильевна Сухово-Кобылина биография, фото, истории - русская художница

русская художница

Биография

Софья Васильевна Сухово-Кобылина была младшим ребёнком в семье полковника Василия Александровича Сухово-Кобылина (1782—1873), участника войны 1812 года, предводителя дворянства Подольского уезда Московской губернии и Марии Ивановны Сухово-Кобылиной, урождённой Шепелевой (1789—1862). Так же как сестры и брат получила прекрасное домашнее образование под руководством ведущих профессоров Московского университета того времени. Однако в отличие от других членов семьи она решила посвятить свою жизнь не литературному, а художественному творчеству.

Учителем живописи Софьи Васильевны был Егор Егорович Мейер — русский художник-пейзажист, академик. Он быстро распознал в девушке незаурядный художественный талант, подкрепленный трудолюбием и целеустремленностью, и в дальнейшем ходатайствовал о её приеме в Петербургскую Императорскую Академию художеств.

Во время обучения в Академии художеств Софья Васильевна целиком погружается в работу. Уже первая курсовая работа-картина, выставленная ею на конкурсе в Академии художеств, — пейзаж «Дорога на берегу реки» (1849), получает высокие оценки педагогов.

В 1850—1851 годах Софья Васильевна под руководством Мейера вместе с другими его учениками совершает первую поездку в Италию, где постоянно и много рисует (один из пейзажей, посланный в Академию в качестве экзаменационной работы, будет удостоен большой серебряной медали). Даже в Выксе, где в имении Николая Дмитриевича Шепелева, родственника Сухово-Кобылиных, Софья Васильевна вместе с Е. Е. Мейером и с товарищами по Академии художеств проводит каникулы 1851-го года она не перестает работать. Было много молодежи, много деревенских удовольствий и развлечений, но Софья Васильевна их не разделяет. Она всецело погружена в свои художественные занятия. Время проводит с этюдником в живописных окрестностях села. Сделанные в тот год зарисовки послужат ей впоследствии материалом для дипломной работы.

В 1852—1853 годах Сухово-Кобылина вместе Мейером путешествует по югу России, надолго задерживается в Крыму, где пишет замечательные пейзажи с натуры. Эти произведения будут оценены по достоинству — Академия художеств в 1853 году присуждает ей малую золотую медаль.

В 1854 Софья Васильевна заканчивает обучение в Императорской Академии с Большой золотой медалью, полученной ею за два крымских вида, написанных с натуры («Татарская сакля в Крыму близ Урзуфа» и «Татарская сакля в Крыму близ Алушты»), и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома», созданную по этюдам из Выксы.

Свое награждение Золотой медалью Софья Васильевна впоследствии изобразит на автобиографичном полотне "Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж с натуры» (1854). Написание этой картины не случайно. В России начала XIX века академическая живопись считалась исключительно мужским занятием, — запечатлев на полотне свой триумф, Софья Васильевна Сухово-Кобылина наглядно демонстрирует этим обществу, что путь для женщин в академическую живопись отныне свободен.

В 1857 году Софья Васильевна уезжает в Италию, где проживет 10 лет. В Риме её дом становится центром, где собираются все приезжающие туда русские живописцы, ценившие в ней и талантливую художницу, и женщину тонкого и блестящего ума, благородного и горячего сердца. В Италии Сухово-Кобылина продолжает писать картины. Постепенно она отходит от пейзажа и занимается портретной живописью. Тогда же она пробует себя в публицистике — пишет в российские журналы очерки о жизни в Италии известных русских людей. Некоторые из них, как например: «Воспоминание о последних днях жизни архимандрита Порфирия, настоятеля Русско-польской церкви в Риме» («Странник», 1867, т. 2, № 5, с. 49-73. То же. Отд. отт. Спб., 1867), — представляют интерес для историков.

О последних месяцах жизни и месте смерти Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной сведения в разных источниках противоречивы. Так в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что она «умерла в Риме» (в 1867 году), а в «Русском биографическом словаре» А. А. Половцова сообщается, что «в 1867 году она переехала из Рима в имение своего отца (Кобылинка Чернского уезда Тульской губернии), где скоро и скончалась» (25 сентября 1867).

Творческое наследие художницы

После смерти Софьи Васильевны на академической выставке 1868 года было представлены 174 её художественных произведения. Почти все они были распроданы, что свидетельствует о высоком творческом мастерстве художницы. Большинство работ представляли собой итальянские пейзажи и портреты знаменитых итальянцев. Но были среди них и произведения русской тематики: «Головка русской девочки. Этюд», «Русский лес. Этюд», «Русская местность» и др.

В настоящее время большая часть живописных произведений С.В Сухово-Кобылиной находится в частных собраниях России и других стран. Есть картины С.В Сухово-Кобылиной и в музеях. В частности, в Третьяковской галерее (уже упомянутая "Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж с натуры», «Перед грозой», «Итальянский пейзаж», «Старое дерево у скалы», этюды), Днепропетровском художественном музее («Автопортрет»), Историко-художественном музее города Выксы и др.

Галерея

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора