Поделиться:

О знаменитости

Алексей Михайлович Сурин: биография


Алексей Михайлович Сурин биография, фото, истории - чешский конструктор танков русского происхождения
День рождения 10 февраля 1897

чешский конструктор танков русского происхождения

Биография

Сурин Алексей Михайлович родился 10 февраля 1897 г. в России в селе Поличковка Богодуховского уезда недалеко от Харькова. Происходил из семьи помещиков, благодаря чему получил высшее образование в Политехническом институте в Киеве, Высшую артиллерийскую школу закончил в чине подпоручика. Участвовал в Первой мировой войне, впоследствии и Гражданской войне на стороне белых. После поражения белых через Турцию и Югославию попал в Чехословакию. Поселившись в Праге работал техником в фирме ЧКД, с 1925 участвовал в разработке вооружения. Первой его работой в 1925-27 гг. была модификация корпуса колесно-гусеничного легкого танка KH-50 (чеш. Kolohousenka) два экземпляра которого, на пробу, были закуплены СССР. В 1930 ему была поручена модификация танкетки Carden Loyd, с чего и началась прославившая его карьера конструктора танков. В 1932 г. под давлением фирмы получает чехословацкое гражданство. В 1933 г. получил задание создать отделение специальных конструкций SPE, занятое прежде всего разработкой танковой техники. Его улучшенный вариант танкетки Carden Loyd Mark VI была принята на вооружение чехословацкой армией как vz.33. Далее была разработана модель LT vz.34 — первый успех, а затем и улучшенный вариант P-II-a, предложенные чехословацкой армии в качестве стандартного легкого танка. При неясных обстоятельствах победил проект Шкода S-II-a (LT vz.35) — главным образом благодаря политическим связям руководства фирмы Шкода и контактам с аграрной партией. Последним в полосе неудач был и P-II-b.

Выпускавшаяся в различных модификациях танкетка AH-IV экспортировалась в Швецию, Иран и Румынию, улучшенный вариант с пулеметами Карлскона был принят на вооружение вермахтом как PzKpfwI. Следующим успешным легким танком был выпускавшийся в разным модификациях LTP/LTH (для Перу и Швейцарии) и LTL (для Литвы, партия не была отправлена в связи с инкорпорацией Литвы в СССР и была принята на вооружение армией Словацкой республики как LT vz.40). Самым известным стал танк THN и его улучшенный вариант — знаменитый LT vz.38. Отличная ходовая часть успешно использовалась и в качестве основы для самоходных орудий и истребителей танков. Пиком довоенного развития стал средний танк V-8-H, который уже не удалось поставить чехословацкой армии (предполагалось использовать название ST vz.39.). Сурин активно развивал экспортные связи, посещал страны, проявившие интерес к покупке чехословацких танков. В Швеции весьма ценили его танки и Сурин был награждён орденом Густава Васы.

Во время Второй мировой войны Алексей Михайлович продолжал работать над разработкой танков и самоходных орудий на базе LT vz.38. Старался минимизировать контакты с немцами, когда Гудериан лично попросил его дать оценку конструкции немецких танков, Сурину чудом удалось выкрутиться. В конце 1944 г. был представлен к Ордену Германского Орла, однако решил избежать позора и, с помощью своего двоюродного брата-врача, симулировал приступ стенокардии и до конца войны остался «на больничном». После прихода Красной Армии три дня был на допросе в НКВД, однако был признан невиновным в коллаборации. После войны продолжал работу над танками G-13, AH-IV-Hb (для Абиссинии), TNH n.A, Прага/Шкода TVP. В 1950 г. был принужден внедрять производство танков T-34/85, производством оружия перестает заниматься после перевода производства танков в Словакию (по стратегическим причинам). Отделение SPE было закрыто и Сурин перешёл в отделение кулачных компрессоров, где и проработал до ухода на пенсию в 1960 г. В 1961-63 гг. вернулся к работе в качестве консультанта в области производства тяжелой военной техники и часто ездил в Словакию в Дубницу над Вагом и Мартину. Алексей Михайлович скончался от инсульта 6 апреля 1974 г., похоронен на кладбище в пражских Дяблицах.



Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Панфилович Яценко Владимир Панфилович Яценко

советский авиаконструктор

Михаил Кузьмич Янгель Михаил Кузьмич Янгель

видный советский конструктор ракетно-космических комплексов

Эндрю Юр Эндрю Юр

британский экономист

Хуго Юнкерс Хуго Юнкерс

профессор, выдающийся немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers &

Томас Эндрюс Томас Эндрюс

ирландский бизнесмен и судостроитель, исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте

Бернард Чарльз «Берни» Экклстоун Бернард Чарльз «Берни» Экклстоун

английский бизнесмен, в настоящее время президент FOM

Франц Якоб Шпет Франц Якоб Шпет

германский конструктор музыкальных инструментов

Шпагин Георгий Семёнович Шпагин Георгий Семёнович

советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора