Биография и деятельность
Родился в Стране Басков. О ранней его деятельности известно мало. Сумаррага дружил и переписывался с Эразмом Роттердамским. Был членом ордена францисканцев, в 1527 г. был настоятелем монастыря Аброхо, где принимал короля Карла V. Вскоре он сделался главой инквизиционного трибунала, проводил ведьмовские процессы в Бискайе. Интересно, что он относился к своим обязанностям как рационалист, считая «ведьм» женщинами, склонными к истерии и галлюцинациям. Получив известия о завоевании Мексики Кортесом, решился отправиться в эту страну. 20 декабря 1527 г. королевским указом он был назначен епископом Мексики. Рукоположён в епископы не был, но получил звание «хранителя (custodio) индейцев», и в августе 1528 г. отправился за океан.
Первые годы в Мехико
В 1529 г. появились известия, что Кортес возвращается, после чего Гусман бежал из Мехико. В 1530 г. самозваные правители Мексики заставили одного из священников отлучить Кортеса и его людей от церкви, после чего епископ Сумаррага объявил в Мехико интердикт. Францисканцы во главе с Сумаррага выехали в Тескоко. Только на Пасху интердикт был снят. 15 июля 1530 г. Кортес, получив звание генерал-капитана Новой Испании, высадился в Веракрусе. С ним прибыли епископы Себастьян де Фуэнлеаль и Васко де Кирога.
Казус Богородицы Гваделупской
Согласно католической традиции, установление новой власти было отмечено явлением Божьей Матери и обретением изображения Богородицы Гваделупской (9 — 12 декабря 1531 г.). В житии святого Хуана Диего Куаухтлатоатцина сказано, что Богородица явилась ему 9 декабря 1531 г. на холме Тепейак (Tepeyac) в Мехико, повелев сообщить об этом епископу. Хуан отправился к Сумаррага, но тот ему не поверил. Тогда Богородица повелела Хуану собрать розы, чудесным образом выросшие на вершине холма, а покрывало, в которые они были завёрнуты, чудесным образом запечатлело Её лик. Хуан Диего был канонизирован в 2002 г.
Сумаррага ни в одном из своих посланий и книг не упоминает об этих событиях. Более того, в составленном им катехизисе, сказано дословно следующее:
Поездка в Испанию и возвращение в Мексику
В 1531 г. Сумаррага получил приказ вернуться в Испанию. Король отклонил буллу Папы Климента VII, назначавшую Сумаррагу епископом Мехико, но в 1533 г. Сумаррагу рукоположили в епископы Вальядолида. Сумаррага стремился обратно в Мексику, и обличал действия конкистадоров при дворе. В 1534 г. Сумаррага вернулся в Мексику, в сопровождении группы ремесленников и шести учёных монахов для обучения детей индейской аристократии. В 1535 г. в Мексику был назначен новый вице-король дон Антонио де Мендоса (1495—1552), и власть Сумаррага окончательно утвердилась.
Благодаря событиям 1531 г. число новообращённых индейцев неудержимо росло. По сообщениям францисканца Торибио де Бенавенте (Мотолиниа, ?-1568), к 1536 г. крестилось около 5 млн индейцев. При этом крещение проводилось с грубым нарушением всех таинств (крещение проводилось массово в простой воде), но миссионеры этому не препятствовали. Споры разрешил Папа Павел III, издавший 1 июня 1537 г. буллу Altitudo divini consilii, где одобрялись действия францисканцев, однако впредь такие практики воспрещались.
Проблема полигамии
Самой серьёзной проблемой Сумаррага после массового обращения стало многожёнство. Сумаррага признавал действительность брака, заключённого по индейским обычаям, таким образом, он приравнивался к церковному, но Церковь не одобряла полигамии! Вставала проблема разводов, которые в большинстве случаев были нежелательны. По этому поводу в булле Папы Павла III Altitudo (см. выше) было указано, что только первая (старшая) жена признаётся законной в смысле церковного брака.