Отец Измаила Ивановича Срезневского (1812—1880) — знаменитого русского филолога-слависта.
Учёба
Родился 20 февраля 1770 года в селе Срезнево, ныне Шиловского района Рязанской области. Отец его, местный священник Евсевий Иванович, обременённый большою семьёю, не был в состоянии дать сыну образование свыше того, которое можно получить в селе, и думал подготовить его к занятию какой-нибудь низшей духовной должности; между тем в мальчике загорелась жажда знаний: в 1782 году, 12-ти лет от роду, он решился уйти из родного села и поступил в Рязанскую семинарию. По окончании семинарского курса Срезневский выхлопотал себе увольнение из духовного звания, необходимое тогда для поступления в университет, и пешком отправился в Москву. Здесь 29 апреля 1792 года он был принят в университетскую разночинскую гимназию, а 30 июля того же года — в число студентов Университета на словесное отделение Философского факультета.
По поступлении в университет, невзирая на жестокую нужду, Срезневский предался серьёзному изучению классиков, одним из результатов которого был стихотворный перевод «Tristia» Овидия. Этот труд обратил на себя внимание М. М. Хераскова и в 1795 году был напечатан под заглавием «Плач Публия Овидия Назона» с параллельным латинским текстом, с посвящением в стихах Хераскову и с приложением «Отроческого наставления М. Ант. Мурета» и «Ключа к Плачу» — хорошо составленного указателя собственных имён и предметов. Приноровленный к учебным целям, «Плач» Овидия в переводе Срезневского долгое время служил пособием для изучения латинского языка в семинариях; до появления в 1893 году перевода А. А. Фета он был единственным полным переводом «Tristia».
Вместе с вышедшей в 1794 году «Одой пчелиной матке», в которой Срезневский воспевал императрицу Екатерину II (в виде пчелиной матки) и разбирал в иносказательной форме жгучие вопросы того времени, касавшиеся Французской революции, польского движения и др., — «Плач» выдвинул Срезневского как писателя и способствовал сближению его с кружком московских литераторов. Из числа друзей Срезневского в тетрадях его сохранились упоминания о А. Ф. Мерзлякове, А. И. Тургеневе и А. Ф. Воейкове.
Работа
В 1796 году Срезневский кончил курс университета с серебряною медалью и поступил домашним секретарём к князю Г. П. Гагарину; затем 7 сентября 1797 года был принят бакалавром в учительский институт при Московском университете; 9 марта 1798 года после представления и произнесения перед профессорами рассуждения «De praecipuis characteribus et officiis optimi praeceptoris», он получил место учителя географии и истории в университетской гимназии, где и оставался до 1804 года. В этот период им были напечатаны: «Речь о любви к отечеству» (три раза в 1799—1809 годах без фамилии автора), «Жизнь Екатерины Великой» с приложением «Надгробной песни Екатерине Великой» (1801), «Протекший век или исторический взгляд на важнейшие происшествия осьмагонадесять столетия» (1801—1808, 4 тома: первые три — перевод с немецкого, четвертый — извлечение из Сегюра) и несколько стихотворений без подписи в изданиях Московского университета.
12 февраля 1804 года Срезневский был удостоен степени магистра философии и свободных наук и вскоре за тем приглашён П. Г. Демидовым в открывавшееся тогда Ярославское Демидовское высших наук училище на кафедру «словесности древних языков и российского красноречия» (с 1 мая 1804 года); при открытии училища 29 апреля 1805 года Срезневским была произнесена речь «О любви к отечеству» (переработка его речи 1799 года, впоследствии напечатанная в «Украинском вестнике» 1816 года). В училище Срезневский преподавал эстетику, историю еврейской и греческой литературы, риторику и поэтику, позже логику, занимался с студентами чтением классиков и переводами на латинский с русского, наблюдал за библиотекой; кроме того, с 1805 по 1806 год был инспектором, с 1806 по 1808 год секретарём совета, с 1808 по 1809 год главным смотрителем благородного пансиона при училище и, наконец, некоторое время проректором. Ученые занятия Срезневского в Ярославле направлялись по преимуществу на собирание и обработку материалов для работы его по всеобщей истории литературы; краткое изложение начальной части этого труда находится в его речи «О странствовании муз или о некоторых промежутках времён, в которые художества и науки изящные у разных народов процветали, и о причинах, служащих для оных поощрением» (1807). Из других литературных произведений за те же годы известны: речь «О воззрении мыслящего человека на благотворительные заведения» (1808), «Гимн благотворению» (1810), «Ода вел. кн. Екатерине Павловне и супругу её светлейшему принцу Георгу Голштейн-Ольденбургскому при посещении ими Демидовского училища» (1810).