Краткая история жизни
Дмитрий Мартынович Сольский — чиновник, сын чиновника Мартына Дмитриевича Сольского (1798—-1881). В 1851 году, после окончания с золотой медалью Александровского лицея, поступил на службу во II Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Последовательно занимал должности от младшего чиновника до старшего чиновника в Рекрутском комитете, входившем в состав отделения. В 1864 году получил чин действительного статского советника, был пожалован в Статс-секретари Его Императорского Величества и стал товарищем главноуправлящего II Отделением (в котором были сосредоточены все работы по кодификации российского законодательства).
Уже через три года службы на посту товарища главноуправляющего II Отделением, в 1867 году, Дмитрий Сольский был назначен государственным секретарём (Главой Государственной канцелярии при Государственном совете), занимался вопросами координации деятельности различных структур и делопроизводством Совета.
Быстрый расцвет бюрократической карьеры и ускоренное продвижение по ступеням служебной лестницы Дмитрия Сольскиого частично объясняется тем, что в начале своей деятельности он был близок М. Т. Лорис-Меликову и поддерживал его реформы, (в том числе идею создания совещательного народного представительства). Но позднее, после отставки своего покровителя, и тем более — во времена Александра III Дмитрий Сольский в большой степени потерял свой политический «радикализм» и перешёл на значительно более «умеренные» позиции.
Будучи назначенным 7 июля 1878 года на пост Государственного контролёра, где прослужил одиннадцать лет (1878—1889), Дмитрий Сольский преобразовал центральный аппарат контрольного ведомства и расширил его компетенцию. При нём структурные реформы ревизионного ведомства в основном были завершены и наступил период длительной стабильности. После значительных реформ, проведённых предшественниками Сольского, прежде всего Валерианом Татариновым обозначился круг новых обязанностей Государственного контроля, значительно расширившихся по сравнению с первым полувеком существования ведомства. 1 февраля 1883 года образованная на время структурных изменений Временная ревизионная комиссия была переименована в Департамент гражданской отчётности, который отныне отвечал за полную ревизию денежных и материальных оборотов всех учреждений гражданского ведомства, финансируемых из Главного казначейства, а также за ревизию и самого Главного казначейства. При Дмитрии Сольском в 1883—1888 годах в составе Департамента действовала Центральная бухгалтерия, следившая за исполнением государственной росписи (с 1888 года она стала самостоятельным подразделением Государственного контроля).
Прежние функции Временной ревизионной комиссии по контрольному надзору за военным ведомством были тогда же переданы Контрольному департаменту морских отчётов, получившему с 1883 года название Департамента военной и морской отчётности. В следующем 1884 году прежнее Отделение железнодорожных дел Временной ревизионной комиссии, возникшее в 1881 году, было выделено из Департамента гражданской отчётности в самостоятельный Железнодорожный отдел на правах департамента, а в июне 1891 года осуществилось и его окончательное преобразование в Департамент железнодорожной отчётности. Это было связано с резким возрастанием значения контрольных функций ведомства в железнодорожных делах. С начала 1880-х годов на Государственный контроль было возложено ведение предварительного и фактического контроля за строительством и эксплуатацией казённых железных дорог, контрольный надзор за оборотами железнодорожных обществ, «состоящих в обязательных к правительству отношениях», а также контроль за оборотами некоторых частных железных дорог.
Медленное расширение сферы компетенции Государственного контроля в 1880-е годы прослеживалось и в некоторых других областях. В частности, на него был возложен контрольный надзор за строительством оборонительных сооружений, фактический контроль на заводах и мастерских Морского ведомства (с правом ревизии материальных ценностей) и надзор за сооружением отдельных военных портов.