Биография
Родился 30 января 1895 года недалеко от Владимира в крестьянской семье. Когда началась Первая мировая война, Иван с двумя приятелями убежал из дома и поступил добровольцем в армию, где был зачислен в 96-й Омский полк.
На фронте он отличился и в возрасте 19 лет был награжден Георгиевским Крестом. При ранении в ногу у него была повреждена кость, ногу хотели ампутировать, но он отказался и был помещен в госпиталь, расположенный рядом с аэродромом.
После лечения он подал заявления о приеме на курсы авиаторов, был принят и, окончив их в 1915 году, был зачислен в 19-ю эскадрилью, в которой воевал под командованием другого знаменитого русского аса – штабс-капитана Александра Казакова.
За два года сбил 12 самолетов, сам не был сбит ни разу. Дослужился до поручика. В ноябре 1917 года был предупрежден своим механиком о запланированном убийстве офицеров и бежал в Англию, где стал майором британской армии.
Во время гражданской войны был деникинским военпредом во Франции.
С 1922 года работал в голландской авиакомпании KLM. В 1925 году женился на голландской актрисе Марго Линнет. В 1927 году стал гражданином Голландии.
В 1940 году, в связи с начавшейся войной, Смирнов переезжает в Батавию. После атаки на Перл-Харбор и начала войны на Тихом океане, Смирнов вступает в голландские военно-воздушные силы. В начале войны его главной задачей становится эвакуация гражданского населения в Австралию.
Активно летал до ухода на пенсию в 1949 году. Умер на испанском острове Майорка. Там он и был похоронен, но позднее (20.11.1959) его прах был перезахоронен в Хеемстеде (около 40км от Амстердама) рядом с могилой жены.
Алмазный "Дуглас"
2 марта 1942 года незадолго до захвата Батавии японцами, Смирнов вылетел в 1:15 ночи на транспортном DC-3 (бортовой номер PK-AFV KNILM "Pelikaan") с беженцами в Австралию. На подлёте к аэропорту Брум, около 10 утра по местному времени, его самолёт был атакован тремя японскими истребителями A6M2 "Зеро" из 3-го Кёкутай под командованием будущего аса Зендзиро Мияно. Истребители заметили "Дуглас" как раз в тот момент, когда ударная группа после штурмовки Брума возвращалась на Тимор.
Смирнов мастерски пилотировал "Pelikaan", уворачиваясь от атак, насколько это было возможно на транспортном самолёте, но несколько пассажиров и сам пилот были ранены, а самолёт подожжён.
Несмотря на это, Смирнов сумел долететь до берега и посадить повреждённый "Дуглас" на небольшой пляж, направив самолёт в сторону океана, так, чтобы пробег закончился в полосе прибоя. Его расчёты полностью оправдались и волны захлестнули пылающий двигатель. Пожар прекратился.
Спустя год после этого происшествия, другой пассажир, голландский пилот лейтенант Питер Эйдриен Крэмерус так описал происходившее в тот день репортёру одной из американских газет:
- В Бандунге мне приказали поступить в лётную школу в Австралии, куда я должен был отправиться следующим самолетом. Это был DC-3, капитаном которого был Иван «Турок» Смирнофф, урожденный русский, натурализованный голландский гражданин. После того как на рассвете мы добрались до Австралии, нас атаковали три японских истребителя, возвращающиеся после налёта на Брум. Смирнофф показал наверное наивысшее лётное мастерство во всём мире, когда спиралью уходил от японских атак и совершал аварийную посадку на берегу.