Биография
Скуинь Елена Петровна родилась 2 апреля 1908 года в Екатеринодаре (ныне — Краснодар) в семье учителя, приехавшего на Кубань из Риги. После школы-девятилетки в 1926—1930 годах училась в Кубанском педагогическом техникуме, где приобрела первые профессиональные навыки живописца. После его окончания в 1930—1931 годах преподавала рисование в средней школе в Краснодаре.
В 1931 Скуинь приезжает в Ленинград с целью продолжить художественное образование. Поступить в институт сразу не удалось. Проявив упорство, она устраивается художником на завод имени Сталина (впоследствии Металлический завод имени ХХII партсъезда). Одновременно занимается в Институте повышения квалификации работников искусств у Р. Френца и Д. Митрохина. Её учебные работы были замечены А. Осмеркиным, который предложил ей перейти в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств.
В 1934 Скуинь приняли сразу на третий курс ЛИЖСА, где она занималась у Семена Абугова, Генриха Павловского, Дмитрия Митрохина. В 1939 Скуинь с отличием окончила институт по мастерской Александра Осмеркина, дипломная картина — «Занятие кружка, изучающего военно-морское дело». В 1941 её картина экспонировалась в Москве на выставке дипломных работ студентов художественных вузов и техникумов. Находится в собрании Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В октябре 1939 года Елена Скуинь была принята в члены Ленинградского Союза советских художников, получив членский билет № 285. В 1940—1941 годах по приглашению профессора Рудольфа Френца работала его ассистентом в мастерской батальной живописи. После начала Великой Отечественной войны с дочерью эвакуировалась в Ленинск-Кузнецкий. Работала художником местного театра драмы имени С. Орджоникидзе, участвовала в оформлении города, а также в выставках художников Кузбасса.
В 1944 году Е. Скуинь вернулась в Ленинград. В 1945—1946 преподавала годах в Средней Художественной школе при ЛИЖСА имени И. Е. Репина, в 1949—1951 гг. на кафедре общей живописи Высшего художественно-промышленном училища имени В. И. Мухиной. Одновременно много работала творчески, участвуя в большинстве выставок ленинградских художников. Писала жанровые картины, портреты, натюрморты, пейзажи. Работала в технике масляной живописи, акварели, рисунка углем. Наибольшего успеха и признания добилась в жанре натюрморта.
В 1951 Е. Скуинь оставляет преподавание и переходит на работу по договорам с Ленизо. Именно в этот период натюрморт утверждается в качестве ведущего жанра в её творчестве. Об этом свидетельствуют произведения, показанные ею на весенних выставках ленинградских художников 1954 и 1955 годов, осенних 1956 и 1958 годов. Её натюрморты этого периода откровенно постановочные, мастерски срежиссированные, нарядные и торжественные, говорящие о полноте и радости жизни. Художница продолжает работать и в жанре портрета («Почтальон», 1959), пейзажа и тематической картины.
Успешная работа над заказными картинами позволила Е. Скуинь в 1960-е годы совершить ряд творческих поездок в поисках натурного материала, в том числе на родную Кубань. Их результатом стали многочисленные натурные этюды, картины «Табак Кубани» (1962), «В садоводстве» (1962), «Табак», «Садово-парниковый натюрморт» (обе 1964) и другие, а также произошедший поворот собственно в манере авторского письма.
Если в 1940-1950-х годах Елена Скуинь работает в традициях тональной живописи, то с середины 1960-х годов после поездок на Кубань в живописном решении её работ ведущее место отводится декоративному цветовому пятну, задающему характер всей композиции. Для её манеры характерными становятся яркий насыщенный колорит, изысканность цветовых отношений, широкое письмо, усилившаяся с годами декоративность и приподнятое мироощущение.